Итак, однажды бур, приезжая за новой сноповязалкой в город, обнаруживал там чужих. «Понаехали иностранцы!» — зло цедил он, сплевывая табачной жвачкой. «Ишь, отродье Велиалово! Штаны узкие, космы до плеч, сатана их побери! Нет, мир меняется к худшему, как еще дед мой, блаженной памяти Яакоб ван Моорен, царствие ему небесное, говорил.»
И мир менялся. Кейптаун наполнялся англичанами. Нельзя сказать, что ехали в Южную Африку одни лорды и леди, скорее наоборот. Это была, конечно не Австралия, куда вообще в основном одни каторжники ехали, и то не по своей воле. В Южную Африку часто ехали «начать новую жизнь». Иногда по своей воле, иногда не вполне. Дело в том, что в Англии после Наполеоновских войн дела в стране шли не очень. Бедность до откровенной нищеты разъедала страну. И вот, оказалось, что у Британии, отойдя по какому-то там мирному договору, оказывается голландская Южная Африка. Нидерланды-то были под Наполеоном, а Наполеон проиграл. Значит можно пощипать союзников вражины. Британия мимо такого удобного для морской империи куска земли никак не могла пройти. Так что в первой половине XIX века в Кейптаун поехали англичане. И не будь они англичане, если бы не занялись там коммерцией и промышленностью.
Не, эти не молиться и пахать на волах приехали, куда уж там.
И бурам это все ну очень не понравилось. Еще меньше им понравилось то, что в 1834 году Британия официально запрещает рабовладение в Южной Африке.
«- Э-э.. Это как это?.. Вы чего это, а?..» — только и смогли сказать буры. Практически все хозяйство буров базировалось на использовании труда черных слуг, а, зачастую, и просто рабов. Ну, вы представляете себе масштабы их поместий. А никаких тракторов еще не было и в проекте. Все на руках. Конечно обычно и сам хозяин пахал, и сыновья его. Но все равно без дополнительных рук тут ловить было нечего.
Нет, справедливости ради конечно надо сказать, что рабство у буров было все же скорее «библейское», это были все же не плантации хлопка в Луизиане с тысячами рабов на них, свезенных из Африки через море и цепями за ошейник скованных. Рабы и слуги чаще были «домашние». Но факт есть факт. Рабство было. А теперь его надо было прекращать. Несмотря на то, что в Библии ничего про такое не было, а значит, Сатана их побери, вот правильно говорил старина Хуберт ван дер Гроот, не слушали мы его, дурни, не будет нам тут покоя, пока эти, в узких штанах тут всем теперь заправляют. И Богу они не тому молятся. И не так. Племя Велиалово. Тьху!
Так что ничего удивительного, что в 1835-1840 годах начинается великий исход буров из пределов Капской провинции на восток. Буры просто собирали свои пожитки, грузили все хозяйство на огромные тяжелые телеги, запряженные волами, и, со скоростью 3-5 километра в час уходили огромными караванами на Восток, на еще неосвоенные и нетронутые земли. «Ничьи», как считали они по привычке.
Я уже писал в прошлом посте, что это люди, которые читали одну только Библию (и сельскохозяйственный календарь за прошлый год), поэтому ничего удивительного, что, для людей, которые любое событие в своей жизни соотносили с библейской историей, Великий Трек, как его стали называть, или Die Groot Trek на африкаанс, стал соотноситься с исходом евреев из Египта на поиски новой обетованной земли. И до сих пор это большой символический акт для потомков тех буров.
Надо сказать, что буры уходили не одномоментно и уже не в пустоту. Уже в конце XVIII века на восток уходили «трекбуры», первые переселенцы на Север и Восток континента. Давление со стороны «мира» нарастало, ну и англичане, надо сказать, далеко не всегда вели себя как джентльмены. И то правда, джентльмены все в Париже Лондоне остались.
С 1799 англичане начали набирать «цветных» в войска, и использовали их для разборок с недовольными бурами. С 1809 года черный слуга мог судиться с белым тем же судом, что и для белых (видано ли такое, Господи всемогущий!), с 1820 года отменили преподавание на африкаанс, и теперь школы учили только на английском, а в 1825 году обмен денег был проведен по грабительскому для фермеров и их серебряных «риксдаллеров» курсу.
Так что ничего удивительного, что за время Die Groot Trek за 10 лет медленно, со скоростью воловьих повозок, Капскую провинцию покинули примерно 15 тысяч буров. И это оказалась почти треть ее населения.
Проблема в том, что идущие на Восток буры стали в своем движении сталкиваться с черными народами, и это были не, в общем, мирные и тихие готтентоты-нама, Это были движущиеся им навстречу племена огромной племенной семьи Банту, такие как Кхоса и Зулу (зулусы). Воинственные, активные и хорошо организованные, за почти тысячу лет свой экспансии по Африке, начавшейся где-то в ее центре, захватившей к XIX веку бОльшую ее часть. И всем эта встреча очень не понравилась. Ведь Кхоса и Зулу жили на своих землях уже не один век. Они появились на востоке Южной Африки еще примерно в VI веке, и совершенно по праву считали эти земли своими. Так что дружба между «этими черными» и людьми, которые черных обитателей Африки воспринимали исключительно как животных и рабов как-то с самого начала не задалась.
Начались тяжелые кровопролитные столкновения. Отдельные бурские колонны, особенно далеко продвинувшиеся на восток, были окружены и истреблены. Однако, тем не менее, как-то отбившись (а ребята они были суровые и крепкие, пусть и не слишком резво соображавшие), бурам удалось построить два новых «бурских» государства на территории Южной Африки, кроме британской Капской колонии, которую они покинули, это были «Оранжевое свободное государство» (в центре нынешней ЮАР, за рекой Оранжевой) и «Трансвааль» («за (рекой) Вааль», еще дальше, на крайнем северо-востоке современной ЮАР)
Тут еще следует немного сказать вот что. Исторически, образ буров для большей части всего мира, и в особенности для России, был очень романтически-привлекателен. Ну как же, гордые сыны земли, отринувшие диктат Империи, боровшиеся за право жить согласно христианским заповедям предков, так как им хочется на свободной земле! А уж в случае России, где Британия — геополитический противник прям вот с той истории, как королева Елизавета засунула Ивана Грозного во френдзону, и мы с тех пор воюем как можем с англосаксами (то есть с Альфредом Кровавый Топор и Эльфстаном Меховые штаны, очевидно), так и того более, и когда, наконец, в самом конце XIX века Британия все же схлестнулась с бурами в открытой войне (англо-бурская война, ее называют первой войной XX века, несмотря на то, что началась она его наступления по календарю, отправлю интересующихся темой к «Истории англо-бурской войны» Артура Конан-Дойла) из России даже ехали добровольцы, воевать на стороне буров. Еще бы, о приключениях отважных буров, воюющих с англичанами писал, например, Луи Буссенар «Капитан Сорви-голова», помните, наверное, или хотя бы слышали название?
Но при этом, надо понимать, что в реальной жизни буры были, в общем, не самыми приятными людьми, и сражались не за самые приятные идеалы. Это были твердолобые «рогатые» фанатики-кальвинисты, борющиеся за право владеть рабами, убежденные расисты, главный герой буров, президент Трансвааля Пауль Крюгер с гордостю говорил, что читал в своей жизни только Библию, и до конца жизни в 1904 году считал Землю плоской.
Война между бурами и англичанами закончилась в итоге тяжелой победой Британии, и был установлен «Южно-Африканский союз» из британской и двух бурских земель. В память об этом «старый», до отмены апартеида в 1994 году, флаг ЮАР нес на себе флажки Великобритании, Оранжевого свободного государства и Трансвааля, соответственно.
И хотя отношения между «бурами» и «англичанами» если и потеплели (на незначительную величину), но, в общем с тех пор были более-менее в русле нормы, пока после Второй мировой войны (в которой Южная Африка, как британский доминион, воевала с Германией, пусть и к угрюмому неудовольствию населения бурских, а значит отдаленно родственных немцам, провинций) в 1948 году не случились выборы, на которых вместо обычно их выигрывавшей в те годы Union Party, обычной такой демократической партии «всего Южно-Африканского союза», их выиграла националистическая бурская партия из Трансвааля.
И началось…
Но тут наступило утро, и Шахразада прекратила дозволенные речи…