LOCATION: Sianoukville, Cambodia
Давеча в некоей сайд-дискуссии возникла тема, которую, чтобы не пропало, решил перетащить сюда в форме этакого автореферата.
Речь там шла о страхе смерти, с которым, якобы, пристало бороться образованием и прочим просвещением, чтобы, значит, не боялись ее.
На что я возразил, что, на самом деле, «страх смерти», как таковой, присущ, на самом деле, сравнительно незначительному числу от общего числа людей, живущих на Земле, потому что минимум три миллиарда, это жители Индии, Китая, Юго-восточной Азии, то есть приверженцы кармических, реинкарнационных религий, совсем по иному воспринимают смерть, и уж точно не боятся смерти как таковой. Да, конечно, в Таиланде, например, люди опасаются духов (как отголосков анимистических верований), но для буддиста или индуиста, или конфуцианца, например, нет какого-то экстатического страха перед смертью и мертвыми (см, например, прекрасный репортаж о жизни китайского кладбища в Бангкоке).
Страх смерти присущ, разве что «западному» хрстианину, да и в нем-то этот страх привнесен «со стороны», «загрязнен» североевропейским «кельтским» и скандинавским язычеством, где «внешний мир», за пределами ограды «Мидгарда», срединного мира, плотно населен злонамеренными и таинственным духами и тенями предков. Любопытно, что, например, в православии этого страха практически нет, демоны и упыри, населяющие церковь по ночам, вылезающие из-под кладбищенских плит, есть только в «западном» христианстве. У нас же — разве что «Вий», и тот, сюрпрайз, с Западной католической Украины.
Интересно, что, в ряде случаев, страх смерти, как это, впрочем, часто бывает, «атомарно» меняет знак, и вместо страха он становится объектом поклонения (см. например любопытный культ Санкта Муэрте, распространенный в современной Мексике). Впрочем, понятно, что ничего странного в такой «инверсии» нет.
По-видимому страх смерти есть один из наиболее древних фобий Человека, так как в наиболее явно выраженном виде он оформлен в самых примитивных анимистических культах, например полинезийцев (много интересного на этот счет — в книге «По южным морям» Р.Л.Стивенсона) или черной Африки (культы черной Африки мы опосредованно знаем через гаитянские культы вуду и зомби, активно популяризованные масскультурой в наше время). Тем не менее, искони, это отголоски традиционных «черных» культов. Ничего удивительного, что практически все религии мира уделяли «страху смерти» и борьбе с ним свое внимание, с большей или меньшей степенью успеха боролись с ним.
В итоге, надо признать, что «страх смерти» как таковой, и люди, ему подверженные, это, как ни парадоксально, меньшинство. По сути это только западнохристианские и разнообразные примитивные анимистические верования. Парадоксально, как они тут оказались рядом.
Находясь в среде западноевропейского христианства возникает (ложное) представление, что проблемы эти всеобъемлющие, хотя это, очевидно, и не так, стоить встать на более всеобщие, глобальные представления, не забывая о «трех миллиардах» Азии.
смерть сама по себе не страшна, страшно то, что это уже навсегда (с)
Смерть страшна не столько сама по себе, сколько страшна ее принципиальная непознаваемость, в рамках доступного человеку философского опыта.
Собственно религии и пытаются предложить что-то, для решения этой проблемы.
Страх смерти один из основных инстинктов. Человек поставленный на грань выживания вне зависимости от своих верований будет бороться за жизнь.
Если хоть раз был на краю, понимал, что можешь умереть, не гипотетически, а вот сейчас или через несколько часов, то ты наверняка знаешь, что такое страх смерти. Если он не пришел, то это психическое расстройство.
Нет, по моему вы смешиваете сйчас «истинкт самосохранения», так сказать прикладную форму страха смерти, и собственно абстрактный, «философский» страх.
Потому что смерти можно бояться и, так сказать, абстрактно, когда жизни ничего не грозит. То есть с инстинктом самосохранения это никак не связано напрямую.
Как я уже написал выше в комментарии, мне кажется, что это, прежде всего, «страх непознаваемости», причем принципиальной непознаваемости. Невозможно узнать на опыте, «что там», и после этого перестать бояться. Собственно большинство религий как раз и занимаются ответом на вопрос «что там», пытаясь дать человеку тот или иной ответ, передать ему «вне-опытное» знание, и тем самым устранить этот страх.
Мне кажется, что это вообще одна из основных функций религии.
мне кажется, что не функций, а рычагов
Это зависит, в какой форме и в качестве чего вы воспринимаете религию.