LOCATION: Hin Kong, Koh Phangan, Thailand
Читаю тут «Историю средневекового рыцарства» Франко Кардини, и нашел там прекрасную идею. Он там рассматривает образ и значение для мифологии фигуры кузнеца, и связанную в мифологии подавляющего большинства народов с этой профессией мистическую, шаманскую и колдовскую составляющую. Заговоры и заклинания, специальные песни, произносимые в процессе изготовления предметов из металла кузнецом, встречаются во всех культурах.
И там у него есть прекрасная мысль насчет смысла и значения «заклинаний» и «колдовства».
Вы помните, в серии постов про астрологию, я уже рассказывал свою идею, что «привязанность» событий астрологии к небесным объектам есть не что иное, как вынужденная необходимость измерения протяженных временных интервалов культурой, еще не знавшей часов. Как вы помните, времяизмерительные приборы, будь то песочные или водяные часы, для человечества есть изобретения довольно поздние, они появляются только в культуре греков и египтян, и были сравнительно мало распространены, вследствие своей сложности в обращении.
И если длительные, занимающие дни, месяцы, порой года, интервалы не измерить ничем иным, как только привязкой их к каким-то астрономическим, небесным событиям, то для небольших интервалов, минутно-часового порядка, нужны были какие-то иные способы засекать и измерять интервалы.
И что было бы лучшим засекателем заданного интервала, как не ритмичный речитатив «заговора» или песня?
Кстати сказать, одна из форм такого «заговора» даже дошла почти до наших дней, еще во времена наших бабушек был в ходу способ сварить яйцо всмятку, опустив его в кипяток и три раза прочитав «Отче наш» (для засечения примерно минутного интервала).
А теперь представьте эту сцену со стороны невежественного дикаря. С его точки зрения совершено очевидно, что для превращения яйца в сваренное было прочитано заклинание.
Ничего удивительного, что в металлургических процессах, где часто требовалось помнить сложный порядок и засекать определенные интервалы, например при закалке стали, часто использовалась отчасти мнемоническая, отчасти «интервально-временная» помощь песни или ритмичного наговора. И не собьешься в порядке, и нужные интервалы соблюдешь. А со стороны — «колдовство», «заклинания».
Метод универсальный, да. Вот, скажем, «Гудзонский ястреб» => 35.html
http://video.mail.ru/mail/lexsf/27/2
Мысль и правда прекрасная.
Как сын кузнеца, скажу что мысль прекрасна и правда очень интересна.
Но, что-то мне кажется, что все было несколько проще :)
Кузнец — это человек к которому вся деревня ходит по любому вопросу за помощью. От «косу наточить», до «ребенка родить» (сам наблюдал в деревнской кузнице) :)
Так же это человек который работает с огнем, и творит из него чудеса.
Еще бы ему колдуном не быть :)
А железо они греют опытным путем — на глаз. Причем, с поразительной точностью.
Хотя, конечно, за все времена и за всех кузнецов не скажу. В любой истории может быть своя доля истины :)