LOCATION: Moon Muang, Chiang Mai, Thailand
Крайних две недели читаю Агату Кристи. И вот, наконец, отложил, и вернулся к своим любимым античникам. Не оттого, что устал, вовсе нет. Агата Кристи это настоящая серьезная литература, пусть и в жанре, считающемся у нас «низким» (стараниями всяческих литремесленников).
Ее детективы… пугающи. Это не страх дешевого триллера, вовсе нет.
Позволю себе процитировать эссе одного писателя:
«Поначалу я доверчиво влюбился в неописуемо уютную атмосферу ее книг.Сказать, что я стал патриотом UK — значит не сказать ничего. Англия Агаты на какое-то время стала для меня Землей Обетованной, Мумми-Долом, Эдемом, волшебным театром, куда в финале своих скитаний попадает Буратино…
Эта идиллия продолжалась недели две: каждый день я получал свою порцию душевного покоя. Ослепленный мельканием спиц мисс Марпл, я не сразу заметил угрожающие перемены в собственном сознании. Когда заметил, было поздно: я уже был совершенно уверен… нет, даже не так: я ЗНАЛ, что убийцей может стать каждый. В том числе и я. И (это тоже заслуга Агаты) относился к этой идее с пугающей меня самого "чисто английской" невозмутимостью.
В романах Агаты Кристи убийцами часто (почти всегда) становятся люди,которые убийцами быть не могут — по определению. Слишком трусоваты, слишком осторожны, слишком невозмутимы, слишком… бесцветны. Не тот психотип."Тот, тот", — с милой, невинной улыбкой возражает Агата. И… ей невозможно не поверить.
Легко отмахнуться от подозрений, укрыться от них щитом убийственно правдоподобного аргумента: Агата вовсе не собиралась препарировать природу хищника, присущую любому человеку, она выполняла простую и понятную любому ваятелю криминального чтива задачу: написать детектив так, чтобы читатель буквально до последнего абзаца не догадывался, кто настоящий убийца, а узнав его имя из авторских уст, ахнул от недоумения. Можно сказать, что психологическая глубина образа — ее слабое место, и Агата попросту не умела создавать персонажей, в каждом из которых дремлет недоказуемое, но явственно ощутимое зло (лучше всего это удалось Линчу в кинематографе и Чейзу в литературе: у них можно заподозрить КАЖДОГО, а вот у Агаты, напротив -практически НИКОГО, кроме пары-тройки эксцентричных чудаков, которые чаще всего оказываются невиновными). Но таких глупостей мы говорить, пожалуй, не будем. С глубиной у Агаты все на удивление в полном порядке. Когда она устами мисс Марпл утверждает, что обладает "особым чутьем на зло" — ей веришь сразу,потому что она ЗНАЕТ, о чем говорит.
Поэтому я склонен полагать, что Агата знала, что делает. Каждый из ее"безобидных", "бесцветных", "неубедительных"героев действительно способен на убийство. Никаких подтасовок, никакого литературного шулерства. Резвость рук и никакого коварства! Каждый из нас способен на убийство — и нечего морщиться: эта способность присуща биологическому виду, отдельным представителям которого, опять же, свойственно рассуждать о гуманизме и отворачиваться от экрана телевизора, когда там показывают очередную сцену насилия (вполне искренне отворачиваться, кстати -вот что самое смешное).
Почти все романы знаменитой Агаты Кристи написаны в соавторстве. В соавторстве с ее собственной "темной половиной", этакой "миссис Хайд". Сама Агата наверняка была милой женщиной, отличной собеседницей и(по ее собственному утверждению) обожала грызть яблоки, но она прекрасно знала,что способна убить — в этом и состоит истинное очарование ее текстов. Казалось бы — просто увлекательные детективные истории, а на самом деле — достоверные отчеты из темной глубины собственного сердца — сердца крупного хищника, каковым(ничего не попишешь!) является любой человек.
И вы — тоже.»
Именно так.
да, Агата сильна. Правда читала ее очень давно, лет в 15 :). надо будет перечитать, думаю будет интересно.
Безусловно стоит.
Кстати сейчас, я видел, стали переводить и ее недетективную прозу, которую она под другой «недетективной» фамилией писала.
И, кстати, если еще не видели. У нее есть совершенно очаровательная «Автобиография». Несмотря на «сухое» название, книжка просто чудесная. Про жизнь, про детство, про «то время», про эпоху, которой уже не будет, и про людей ее населявших и создававших.
Очень, очень стоит.
Издавал Вагриус, и она есть в «электронном виде», как у самого Вагриуса, так и на Альдебаране.
обязательно поищу. спасибо за напоминание о прекрасном :)
недетективная проза, это, кажется, писалось раньше, чем детективы.
подписывалась псевдонимом «Мери Вестмакотт». «Амфора» издавала
Нет, позже, вы посмотрите Автобиографию.
а я последнее время прочитал историческое от Бориса Васильева