Текущее положение дел:
Нахожусь в Дели, живу у тибетцев, точнее в «лагере тибетских беженцев» (tibetian refugees camp), это как альтернатива майн-базару, хотя и чуть дороже иногда. Не следует думать, что раз «беженцы», то это армейские парусиновые палатки, это же не Ингушетия. Тут им выстроили приличный, по индийским меркам, райончик 3-4 этажных домов, большинство из которых сделаны как гостиницы и в них можно жить. Тут же тусуются буддийские монахи, куда-то на паломничество идущие. Вобщем довольно неплохо все.
Вдобавок это не индийцы. А то те меня уже ощутимо ДОСТАЛИ. :)
Сегодня ночью еду в Харидвар и Ришкеш, возвращаюсь через день, и в тот же день вечером еду в Симлу на день. Возвращаюсь, и в тот же день вечером еду в Варанаси, оттуда в Бодхгаю, оттуда в Калькутту, оттуда вылетаю в Бангкок 10 апреля.
Вот таковы мои оставшиеся планы на Индию.
Непосмотренного осталось много. Из помеченного «большой галкой» — Маммалапурам, Хампи, Гокарна, крепость в Даулатабаде (холм Девагири), ашрам «от кутюр» в Пуне, больше времени на Бомбей и Дели, больше Раджастана и западной Индии, больше горной северной Индии, штаты Запада Бенгалии, Ассам и Сикким, на которых времени не осталось совсем.
Текучка:
Сильно поражает иностранцев то, как и где способны местные спать. Тут вообще нет на этот счет предрассудков. Шел-шел человек по дороге, устал, лег и спит. Прямо на дороге может быть, ну там, на обочине. Завернулся с головой в тряпку, и готово. На днях видел человека, спавшего на разделительной полосе оживленной автострады в Дели. Ну представьте себе МКАД, там между полосами «туда» и «обратно» есть отбойники и «нейтральная полоса». Вот на этой вот полосе спит человек. Движение по автостраде вполне МКАДовское при этом.
Индийцы любопытно пьют воду. При этом процессе прилично, чтобы губы не касались сосуда. Голова запрокинута, рот открыт, и в открытый рот струйкой вода из стакана или бутылки льется. Довольно непривычно поначалу, сперва весь обольешься от отсутствия координации.
Причина понятна — гигиена. В особенности в случае использования «коллективного стакана» в каких-нибудь уличных едальнях, где к еде наливают бесплатно кувшин воды на стол.
Самый дешевый сок тут — ананасовый. Самый дорогой — яблочный.
В одном кафе на Майн Базаре в Дели видел замечательное усовершенствование процесса заказа. Тебе выдается меню и листок бумажки, на котором ты свой заказ и записываешь по этому меню, а потом отдаешь его подошедшему официанту. По видимому официанты этого кафе реально задолбались в том вавилонском смешении языков и десятках акцентов английского, имеющихся на майнбазаре. Но как ни крути, а, по моему, такая же находка, как бланк заявки на билет индийской железной дороги (я писал о нем ранее).
Побыл «белым мистером», угнетателем и эксплуататором — проехался на велорикше. Велорикша это трехколесная велосипедная коляска с индийцем спереди и коляской на одного-двух седоков сзади. Индиец пыхтит, жмет на педали, и этот одр со скоростью быстрого шага-медленного бега трусцой движется по дороге. Стоит чуть дешевле моторикши-туктука, но практического смысла не имеет. Дорого, медленно и неудобно. Не понравилось.
То как мы привыкли представлять себе мысленным взором индийца — в чалме, с бородой — это на самом деле сикхи, всего лишь одно популярное, сравнительно молодое (всего-то 15 век!) религиозное движение Индии. Оно зародилось в Пенджабе, на северо-западе Индии, основал его Гуру Нанак. В основе его лежала попытка реформировать религиозную жизнь тогдашней Индии, увязшей в кастах и формальности индуистских культов. Сикхи веруют в единого бога, отрицают поклонение «идолам» и почитают «10 гуру». Как и индуисты сикхи верят в реинкарнацию и карму, но отстутствует аскетическая или монашеская практика для влияния на перерождение.
Сикхи руководствуются в жизни своим строгим «военно-монашеским» «моральным кодексом», воздерживаются от алкоголя, табака и наркотиков. Сикхи принимают «общую фамилию» — Singh — «Лев», означающую принадлежность к общине.
В армии или полиции, где служат многие сикхи, существует для них специальная «форма одежды», с тюрбаном вместо берета.