LOCATION: Pondicherry, India
Бом Шива, дорогие блюдцеслушатели.
Сегодня у нас концерт по заявкам.
«А что, там действительно так грязно, как рассказывают?» — спрашивает у нас одна из наших читательниц?
Ну вобщем – да. Здесь грязно. Что уж греха таить. Это так и есть. Причем даже учитывая, что Пондичери это не Бомбей, и не Калькутта, это тихий южный курортный городок, такой Коктебель, или Алушта. Все равно тут, даже по меркам москвича, живущего, например, у Черкизона, очень грязно.
Есть немало людей, которые, попав в Индию, начинают на этом клиниться, ходить в марлевой повязке, с пачкой влажных стерильных салфеток, протирать ими дверные ручки, и так далее. Двинуться тут можно. Но не нужно, ответственно заявляем мы.
Легко Индия может «не покатить». Такие люди, приехав в нее, видят тут только несусветную, умопомрачительную грязь, нищих, попрошаек, «кидал» и «разводчиков». Пример из читабельного – Сергей Жаров (www.zharov.com). Ну вот не покатило человеку, и все. Черная краска.
Все перечисленное тут есть, иногда чересчур. Но если на этом не клиниться, то через какое-то время понимаешь, что это не главное.
Что грязь тут повсеместна, но если не морочиться с этим, понять, что это просто вот такая страна, что она так живет, причем живет раз этак в пять дольше, чем наша с вами страна, и возьму больше, цивилизация, и не нам их, строго говоря, учить писать стоя.
Нищие – так после Москвы это вообще детский сад. Сидит такой бомжик, ручкой шевелит, и все. Попрошаек игнорировать учить москвичей не надо, я тут умудрился заболтать даже продавца барабанов (sic!), кто знает – поймет что это. Кидалы и разводчики после некоего вводного курса выживания и с применением арсенала активного противодействия тоже слишком особой опасности не представляют. Может жителю чистой и тихой Вены или Копенгагена, все это и будет казаться крышесносящим безумием, но нам-то, жителям Третьего, мать его, Рима? Строго говоря отличие аромата в данном случае только в «букете». Хинди-Руси бхай-бхай!
Ну да, вездессущие индийцы – это, спервоначалу, шок. Ну, то есть, правда везде. Отвернулся к стене, присел (писают они и правда сидя, кстати), и айда отливать. Или там вышел к морю, на пляж, сел, и навалил кучу в полосу прибоя.
Оно конечно смешно думать, что то что ты в своем ресорте, в western-style toilet в номере с кондиционером произвел, идет куда-то в другое место. Но по первоначалу, со всей натуралистичностью продемонстрированное — это шокирует, факт.
«Вестерн-стайл тойлет» это с унитазом и прочими достижениями санитарной техники. «Индиан-стайл» или «squot-style toilet» это… ну вот наши старые вокзальные общественные туалеты помните? Сделан подъем, в подъеме вмонтрована заподлицо чугунная продолговатая «раковина» со сливом и двумя площадками для ног по бокам, для сидения в «позе орла» (орлан-асана). Вот это вот привычное для всех, детство кого прошло за МКАДом, и есть традиционный индийский туалет.
Проблему может составить только отсутствие туалетной бумаги. Ну не было исторически у них бумаги, и сейчас есть только для туристов.
Стоит или кран или емкость с ковшиком. Поливаешь и моешься. Левой рукой. По этой причине левой рукой крайне невежливо что-то передавать или принимать. В особенности что-то связанное с пищей. Это общеазиатская заморочка. Уберите левую руку в карман, за спину (так, кстати, учат электриков, но у них по другой причине), пока не войдет в привычку. Вежливый жест – подавать или брать правой рукой, в то время как левая придерживает правую за локоть.
Нищие тут также не поощряются, и не слишком одобряются. Можете их по-московски игнорировать. А можете почувствовать себя «белым мистером» и дать денежку. Стабильная лепта – монетка 1 рупия. Учтите, что если это место где нищих много, и если вы дали одному, то будьте уверены, остальные тоже захотят. И будут тасаться за вами и ныть, и скорее всего уже дергать за одежду и ползать под ногами. Так что уж лучше не «белый мистер», а «москвич».
Сложилось впечатление, что для многих стандартный набор фраз общения с «сахибом» по умолчанию включает в себя попрошайские. Иду на пляж. Группа детишек рубится в крикет (местная индийская спортивная болезнь, заменяющая футбол или хоккей). Обычный набор фраз при виде белой морды: «Хелло!» — «Вотз ёр нейм?» — «Вот ар ю фром?». Смотрю – иссякли. Двигаюсь дальше. Одного пацана осеняет, есть же еще в списка фраза, ее не говорили! «Гив ми рупия!» и довольный улыбается, вспомнил, вот какой я красивый и умный, и по английски почти свободно беседую. В общем просто список для поддержания светской беседы. Или как пишет Lonely Planet: «’Where are you from?’ — form of local greetings, no answer needed.»
«А на каком языке там вообще говорят?» — спрашивает другая наша читательница.
С языками сложно на самом деле. В Индии существует два общенациональных государственных языка – хинди и английский. «Государственный язык» означает, что люди более или менее имеющие отношение к госслужбе, будут пытаться ваш английский понять, хотя бы на уровне простейших фраз, числительных и пары десятков главных слов. Впрочем, бывают и исключения, можно встретить прекрасно говорящего на английском человека.
А можно наоборот, на железнодорожной станции обнаружить расписание только на хинди и все. Хинди тоже госязык.
Но этим все только начинается.
Структура государства Индия образуется т.н. «штатами». Каждый штат это самостоятельное федеративное образование, типа наших губерний при Ельцине.
В штате может быть свой язык, в соответствии с доминирующей в штате народностью. Так, например, город Пондичери, как и Ченнай (Мадрас), расположены в южноиндийском штате Тамил-Наду. Доминирующая народность там – тамилы, язык, соответственно – тамильский. И хинди, то есть североиндийским языком, тут почти не пользуются, подчас демонстративно (например на вопрос на хинди отвечать на английском). В общем, сложная межнациональная кухня. Английский же массово индийцы уже не знают. То есть скорее не знают, чем знают, если это не госслужащий, работник железной дороги или турбизнеса.
А вот в Хайдерабаде, штат Ангхра-Прадеш, в центре страны, используется язык урду, как в соседнем с Индией Пакистане, а в штате проживает мусульманское большинство. Другие штаты с мусульманским большинством отделились, когда Индия получала независимость от Британии, и стали Пакистаном и Бангладеш, в Пакистане язык – урду, а в Бангладеше – бангла, бенгальский. Но и это еще не все. Всего же распространенных языков в Идии под два десятка. Причем не только языков, но даже и алфавитов в Индии несколько. Кроме алфавита хинди есть алфавит девангари, такой весь в петельках и закорючках, используемый несколькими южными языками, тем же тамильским. Но не только им, так что получается ситуация как с русским и сербским или даже украинским. То есть буквы те же, а язык другой, и слова другие.
Вот так тут все непросто.
Так что спрашивайте ваши вопросы, а я буду придумывать ответы. Всем интересно будет.
У них левая рука, значит, «нечистая». :) Интересно, впервые узнал об этом. А Пондичерри на побережье? Мало у тебя снимков с побережья. Куда едешь поездом? С Наступающим тебя! Британцы научили индусов праздновать Новый Год? :)
Это по всему Востоку так, у арабов и в мусульманских странах прежде всего.
Пондичерри на побережье, да, Бенгальский залив Индийского океана. Это, как ни странно это было для меня узнать, французский город. Не вся Индия была британской, оказывается. Почему тут Ауробиндо и оказался, он от британцев у французов скрывался от ареста, во время их народно-освободительной индийской борьбы.
До сих пор сильно французский, улицы неперименованные, Rue de Sent Louis, много франкофонных туристов и так далее.
Поездом еду «на другую сторону» на восточное побережье, в Кералу (это штат), в Тривандрум (это город), он же называется прелестно «Тираванантапурам». Наверное не на всякий бланк влазит, поэтому и есть более короткое имя :)
Ну тут в основном Рождество празднуется, тут в Понди очень сильные христианские миссии, францисканские, женские в основном. Держат больницы, школы. На небольшой городок три, кажется, христианских храма. Так что и с Рождеством с Новым Годом тут все в порядке. Вместо елки — пальма, вместо салата «Оливье» — ананас порезанный :).
Но сами индийцы свой большой праздник уже прошли, он у них зовется Diwali.
В википедии как-то щадяще написали про фонарики, вообще же тут сжигается целый арсенал фейерверков, в крупных городах в ночь Дивали стоит непрерывный гул, куда там нашему НГ. :)
Не знал, что не всех индийцев называют индусами. Думал, что индиец и индус — это синонимы.
Узнаю много новых интересных деталей из твоих постов. Продолжай в том же духе! :)
Заметил на фотке название улице на французском, удивился. А что французы были в Индии — это вобще откровение для меня.
Тираванантапурам — это мило. :)
Че решил на Цейлон на пароме рвануть?
1. Сам так думал :)
2. Ага, сам не знал. Но были. Вот например Гонгконг был английским, а Макао, рядом — голландским.
Штат Гоа, любимый русскими, бывшая голландская территория Индии.
3. Не, ничего не ходит, хоть и рядом, казалось-бы. Только самолет в Коломбо. На ближнем к Индии берегу сидят террористы, пресловутые Тигры Освобождения Тамил Илама, поэтому туда от индии никакого хода нет.
Эти тамилы и в Индии-то боевые ребята, а уж в Шри Ланке, где они нацменьшинство в сингальском большинстве, и вовсе головорезы.
Что характерно, если индус более-менее свободно говорит по-русски, то у него такие понты появляются, мама не горюй.
По поводу нищих. Народ удивляется, почему они спят на картоне, а ответ очень прост — это единственный материал, который ты можешь положить на асфальт, чтобы было и нежестко и не чувствовать асфальт. Да и вообще нищим в Индии быть хорошо, вода везде есть, жратва «копейки» стоит, напопрошайничал рупий 10-20 и уже хорошо, спать можно на улице, а дяденька Ганди еще и научил нихренаниделанию.
Вы меня, конечно, простите великодушно, но вы не правы. Более того, несете чушь.
За тот небольшой пока срок в Индии, что я тут нахожусь, я ни разу не видел спящих на картоне. Например оттого, что картон тут не валяется. Много чего валяется, а картон — нет. А положить «на асфальт» тут можно много чего, да и не класть — тоже. Тут тепло.
Нищим в Индии быть плохо как и повсюду. Подают, как и у нас, но отношение такое же неприветливое. Это только рашентурист не видит разницы между садху и бомжом, а индийцы прекрасно видят, и первого почитают, а вторым брезгуют.
Что касается «дяденьки Ганди», то он научил индийцев самоуважению, а не тому что вы про него придумали.
Ну и напоследок: «индус» это индиец исповедующий индуизм. Индия многорелигиозная страна, тут есть нидийцы-мусульмане и индийцы-христиане, и их очень немало. Даже индийцы-зороастрийцы есть. И это все не «индусы».
Спасибо что читаете, конечно, но… Цель моего поста для моих читателей была, вообще говоря, ровно обратная. По видимому я ее не достиг.
Видимо, с асфальтом у них тоже напряженка. В южных городах мостят обычно камнем мостовые. Да и то, только на центральных улицах.