Марк Алданов, коим я тут как-то зачитался, конечно большая ехидна. В этом я, конечно, нашел писателя по сердцу. О, с каким он наслаждением оттаптывается на пиесах Наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского (это же все нужно было хотя бы бегло прочитать!). Писавший в 30-е годы о людях XVIII-XIX веков он не может саркастически не комментировать «мучительный ад страданий«, через который пришлось пройти Софии, супруге Франца Фердинанда, наследника Австровенгерской империи, которой, так как брак был, по воззрениям его отца Франца Иосифа, Габсбурга и императора 1300-летней империи, мезальянсом, ей во дворце на то, что она была всего лишь чешская графиня, постоянно демонстративно указывали, ей не позволялось ездить в императорском экипажем, и пользоваться императорской ложей в театре. Безусловно, в тот век, нравы которого нам сегодня кажутся вполне вегетарианскими, читать о таком смешно и немного грустно. «Особенно в свете того», — замечает Алданов в 1936 году, «что их дети теперь оказались в Дахау». Ведь даже Первая мировая война еще только ожидаема всеми, но еще не началась (и начнется с убийства этого самого Франца Фердинанда), что уж говорить про русскую Революцию, Соловки и Колыму, Ленина-Сталина с ЧК-ГПУ-НКВД, Гитлера с Гестапо, и прочих милых персонажей человеческой истории в XX веке.
Не раз М.А. то там, то тут вставляет авторскую ремарку: «видели бы они, что за времена настанут потом».
Это я все к чему, на самом деле, в том числе про Анатолия Васильевича-то. В крайний свой приезд в Москву, я обратил внимание, что в Москве теперь заводят на вокзалах при отправлении поезда абсолютно чудовищную по уровню пошлой бездарности песню в исполнении акробата Газманова. Так оказывается это не какая-то странная дурь начальника конкретного вокзала, а дело государственной важности в направлении повышения духовности и патриотизма.
ЗЫ. А акробат теперь, оказывается, претендует на авторские с этого «исполнения».