LOCATION: Phra Sing, Chiang Mai, Thailand
Сразу предупреждаю, вот буквально во первых строках поста, что попытка устроить в комментах сами знаете что будет немедленно пресекаться сами знаете как. И не говорите, что не слышали.
Читаю тут «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Книжка, надо сказать, интереснейшая, хотя местами и тяжеловато идет, даже мне, что греха таить. Встретил там чудное место, про историю возникновения знаменитого праздника Пурим.
Ну тем, кто не в курсе, в правление вавилонского царя Артаксеркса II в Вавилоне (а надо также упомянуть, что после насильного переселения иудеев из собственно Иудеи в Вавилон (такая была тогда политика у вавилонян в отношении покоренных народов) несмотря на то, что при Ксерксе им было разрешено вернуться и восстановить Иерусалимский Храм, многие иудеи все еще массово жили в Вавилоне и вокруг), означенный царь, как излагает эту историю Иосиф Флавий, жостко запил со своим приятелем, царем аммонитов (это одно из семитских племен) — Аманом. И, по видимому, от широты души, как тогда было принято, предложил ему «просить чего хочет». А надо сказать, что иудеи с аммонитянами жили, мягко говоря, не дружно. А если совсем прямо говорить, то иудеи, еще во времена моисеева переселения из Египта, убивали уже живших на территории Палестины, аммонитян безжалостно, освобождая территорию. Так что не следует считать, что Аман был уж таким исчадием ада и абсолютно немотивирован, когда попросил у Артаксеркса права иудеев на принадлежащих ему территориях перерезать поголовно, в первый раз в истории «решив еврейский вопрос».
Дальше было много чего, но кончилось все тем, что красавица Эсфирь (Эстер) вымолила у Артаксеркса изменение решения. Ну и как это часто бывает, все тогда развернулось наоборот («потому что царь я или не царь?» — спросил Артаксеркс, с ясным ответом окружающих), и Аману не поздоровилось, вследствие чего у иудеев до сих пор на Пурим печется сладкое блюдо «уши Амана».
Вот как эту историю, вернее финальный фрагмент ее, излагает сам Иосиф Флавий:
«Этот день, по желанию Господа Бога, станет для них днем спасения вместо гибели. Да будет день сей днем радости для всех преданных нам людей и днем памятным для злонамеренных, дабы они вспомнили о наказании. …
Всадники немедленно развезли эти указы по всем направлениям. … Когда же указы были получены на месте, то радость и веселье по поводу спасения охватили всех иудеев, живших как в городе, так и в прочих частях страны. … Когда же наступил тринадцатый день двенадцатого месяца, известного у евреев под именем адара, а у македонян под названием дистра, лица, привезшие царский указ, объявили, что теперь, в тот день, когда евреям суждено было подвергнуться такой опасности, они сами могут предаться избиению своих врагов. … В силу царского разосланного по всей стране указа иудеи в одних только Сузах перебили около пятисот врагов своих. Когда же царь сообщил Эсфири о числе перебитых в городе [персов] с присовокуплением, что ему пока еще неизвестно число павших в прочих частях страны, и спросил, что она думает делать дальше, так как ей ни в чем не будет отказа, царица испросила разрешения позволить иудеям продолжать и окончить резню еще и на следующий день и распять на кресте также десять сыновей Амана. Не желая ни в чем отказывать Эсфири, царь и на это дал свое согласие. Ввиду этого евреи еще раз собрались четырнадцатого числа месяца дистра и перебили до трехсот врагов, причем, однако, отнюдь не касались имущества этих лиц.
В стране же и в других городах пало от рук иудеев семьдесят пять тысяч врагов их. Эти люди пали в тринадцатый день того месяца, а четырнадцатое число провинциальные евреи решили отпраздновать как день радостный. Равным образом и жившие в Сузах иудеи отпраздновали четырнадцатый и пятнадцатый день того месяца в радости и весельи. Отсюда произошел и доныне сохранившийся среди евреев обычай праздновать эти дни и посылать друг другу сласти.»
В общем, как говорится: «Что такое несправедливость? Это когда наши враги нас убивают, угоняют наш скот и насилуют наших женщин. Что такое справедливость? Это когда мы убиваем наших врагов, угоняем их скот и насилуем их женщин.»
Нравы были простые, и радоваться люди умели самым простым вещам :)
Хе, а в простонародной версии «им дали право защищаться оружием». И никакого, «они потом догнали и еще раз дали» не было.
Ну, Иосиф Флавий иногда бывает тенденциозен в пользу своих римлян (он был такой… м-м… Виктор Суворов античности;), но в данном случае нет особенных причин искажать.
Нет, я просто понимаю, что это было действительно время простых нравов. Или ты, или тебя. Или сегодня ты, а завтра тебя, и, в общем, читая это надо понимать специфику, и не пытаться трактовать ситуацию с позиций гуманизма XX-XXI века.
Ну просто наивная простота изложения, в данном случае, меня покорила.