LOCATION: Soi Rammbutri, Bangkok, Thailand
ЖЖ юзер dolboeb, греющийся нынче в Гоа, на днях запостил в журнале киплинговское «White Men’s Burden» («Бремя Белых»), отчего,разумеется, немедленно получил обвинения в пропаганде расизма, и все такое прочее.
Думая в очередной раз над Киплингом, я понял, что любимый мой Джозеф Редьярд есть типичный правдоруб.
Знаете, есть такие, обычно старики, нынче «коммунисты по убеждению», поднимавшиеся на пулемет под Сталинградом, храбрые вояки, не боявшиеся ни танка, ни Сталина с Политбюро, или трудяги, проработавшие всю жизнь, рубящие все как есть, даже когда это «как есть» говорить вроде как бы и не прилично. Классический неудобный застольный собеседник.
— «Бизнесмееен…» — цедит он. — «Спекулянт», вот как в наше время такое называлось!
— Дед опять на своего конька… — вполголоса, в сторону и кривясь бормочет зять.
— Ну, па-апа… — говорит дочь, одновременно пихая ногой мужа по столом
— Разворовали страну, «бизнесмены», думают если у них деньги, то им теперь все позволено! Что, скажи я не прав?! Не прав?! — кипятится тот.
— Теперь у вас повсюду бизнесмены, и эти… пидарасы! Да!
— Папа, ты конечно прав, но… — пытается его утихомирить она
— Ничего, будет и на них управа, вот увидите!
— Ты у нас всегда прав, папа. — косясь на мужа, с усталой улыбкой пытается угомонить заведшегося старика дочь, — Ну что, ты хочешь чтобы все были такими праведниками как ты?
Важно же то, что Киплинг вообще, и «Бремя Белых» в частности, как и, например, еще более яркий в этом смысле «If» («Если»), это о долге, и об ответственности. Это уже потом — расизм и все такое прочее, если останется, но главное — это текст об Ответственности и Долге. А уже потом, если что-то осталось, об отношении к населению британских колоний.
Это настолько сильный текст об Ответственности человека, что сегодня читать такое почти также неудобно, как выслушивать заведшегося желчного, и упрямого старика. Потому что правда.