Я уже рассказывал выше (ниже;) о некоторой «детскости» восприятия у индийцев. Такие критерии, как «чем ярче — тем красивее» (или «чем громче») тут практически общеприняты.
Нарядность и праздничность одежды определяется ее яркостью. С одеждой тут вообще интересно дело обстоит. Как вы, наверное, помните, еще в 19 веке одежда в России была массово льняная, домотканая. А изо льна, как вы понимаете, особо бархата-парчи не понаделаешь. По сути, это время на памяти еще наших бабушек-дедушек, что по масштабам народа — вчера. Помните, у Некрасова, в поэме «Коробейники»: «Есть и ситец, и парча» — завлекает покупателей коробейник в деревне. То есть даже такую дешевую ткань как ситец, наряду с парчой, самой дорогой тканью, коробейники носили как диковину, как «ликвидный товар» по деревням.
Совершенно другая ситуация тут, в Индии, где искусство изготовления тканей насчитывает века, еще в средневековье, со времен Марко Поло, из Индии, наряду со специями украшениями, везли и ткани, столь же диковинные для средневековой Европы. И до сих пор производство самых разных тканей (хлопчатобумажных и шелковых в первую очередь) в Индии огромно.
Многие века и искусству крашения тканей, все те века, что у нас довольствовались «портами, крашеными луковой шелухой».
Выбор тканей, как и цветов их, в Индии огромен.
Помноженное на уже упомянутое детское увлечение яркостью это порождает совершенно калейдоскопические эффекты.
Как правило, женщины в Индии одеваются в два основных типа одежд: первый вариант — от девочек школьного возраста примено, и до взрослого состояния — это простого кроя платье с разрезами до середины бедра справа и слева, одеваемое на «шальвары», и которое носится со своеобразным «шарфом» из полосы легкой ткани, переброшенного концами за плечи, а серединой спускающегося углом на грудь.
Второй вариант — классическое сари — носится, обычно уже женщинами в летах, по видимому считается более «солидным» вариантом, который более пристал «жене и матери».
Эти два варианта женских одежд, как правило, на 85% исчерпывает разнообразие фасонов. Таким образом, для «выражения индивидуальности» остается только цвет. И тут уж индийские женщины дают себе полную волю. Такого мощного цветового удара, как на улицах индийских городов и деревень, в особенности в праздничные дни, еще поискать.
В отличие от условно-«европейского» подхода в цвете, когда основной упор делается на оттенки и сочетаемость, индийский подход это прямой и бесхитростный, подкупающий своей прямотой подход «чистого цвета». Цвет как таковой тут является самоценностью, а богатство традиций окраски тканей, как и само искусство изготовления тонких тканей, его всячески поддерживают.
Светло-салатовые шаровары, желто-оранжевое платье и темно-зеленый шарф с тонким шитьем золотой вязью. Удивительно, но вся эта формальная несочетаемость не выглядит тут попугаячьей.
Мужчины же, в свою очередь, отрываются на раскраске автомобилей. Некоторые грузовики тут настоящие произведения живописи в жанре «фольклорный примитив», активно поддержанной производителями автомобильных эмалей и красок. Многие из них гордо несут на себе имя автора и его емэйл или номер мобильного. Видится в углу холста: «Van Gogh. earlesspainter@hotmail.com +919871234567»
Особая часть автомобильного украшательства это надписи и рисунки на лобовом стекле, вернее на верхней части, которая традиционно темнится от солнца. Спектр надписей самый разнообразный, от призывов к разнообразным святым (христианским, индийским и мусульманским), а также «бабам» и йогам, до рисунков, в том числе и все вместе.
А вот недавно, например, видел грузовик, где в этой солнцезащитной полосе был сделан вырез в форме короны, таким образом, когда едешь навстречу видишь себе навстречу сквозь лобовое шофера, «увенчанного» этакой вот короной. Помните благословенной памяти пляжные фотографии «С приветом из Гагр», где голова продевалась в нарисованный задник? Что-то в том же духе.
Проникновение «мобильных технологий» в Индии повсеместно. Дети школьного возраста прекрасно осведомлены о всех новинках в этой области техники, судя по обилию предложений разнообразных услуг мобильными операторами, спрос есть. «Если вы не можете объяснится в любви — установите вашей избраннице полифонический mp3-звонок с лирической песней (доступно на хинди, английском и маратхи)».
Индийская картинка: Ночь. Неосвещенный полустанок проплывает мимо вагона где-то в Карнатаке. На перроне на тряпье лежат люди в ожидании поезда, и лишь на вытянутых руках тут и там сияют во тьме цветные TFT экраны и раздаются трели mp3-звонков.
Как вы помните, государственные языки в Индии — Хинди и Английский. Впрочем, как я уже писал, почти каждый штат имеет свой локальный язык. Так, на Юге это тамильский (Тамил-Наду) и малайский (malayan, в Керале, это, видимо, не тот «малайский», что в малайзии). В Махараштре, это где Бомбей-Мумбай — маратхи, в Гуджарате — гуджарати, в Западной Бенгалии — бангла, и так далее. Таким образом хинди, вопреки распространенному мнению, не является родным для значительного количества индийцев. Ну то есть они его, конечно, учат в школе, но ни хинди, ни английский не является общеиндийско-распространенным. На английском более-менее сносно говорят только «государственные люди», такие, как полицейские и работники железной дороги, а также участвующие в турбизнесе (хотя бы на каком-то «пиджине»).
Недостатки образования индийцы пытаются восполнить пылом и непосредственностью.
Так, например, тут, в Гоа, который исторически имеет сильную португальскую ориентацию (Гоа окончательно перешел под индийское правление только в 1961 году), довольно много тут и портурало-индийцев, и вообще «португальское» это круто ,Бивис!.
Ну сами посудите, гораздо звучнее быть Ингасио Да Сильвой, чем каким-нибудь Насри Кумаром. Чувствуете? О. Тяга к «проклятому колониальному прошлому» тут такая же, как у нас, с нашими бесконечными «Полинами Дашковыми» и «Евлампиями Румянцевыми».
Но суть та же. И когда кто-то из индийцев написал вывеску «по португальски», кто-то, видимо нативный турист, фломастером поправил на ней граматические ошибки.
Уже вышеупомянутая «детскость» и непосредственность восприятия порождает и разнообразные «мегабренды». Кто-то выкладывал фотографию сумки «Sony-Adidas». Ну и то верно, бывает же «Sony-Ericsson» почему не быть Сони-Адидасу? При СССРе и у нас такое было.
Многие слышали и о «Болливуде», бомбейском «Голливуде», кинофабрике, выпускающей что-то чуть ли не больше фильмов, чем весь остальной мир вместе взятый (интересно, а представлены они в imdb.com?). Причем, как понятно, целиком для внутреннего рынка. Когда-то они показывались и у нас в СССР, читатели моего поколения помнят, поди, такие названия как «Танцор Диско» или «Зита и Гита» и кинозвезду Раджа Капура. Вообще же продукция Болливуда идет вслед за временем, и, несмотря на некоторую, мягко говоря, специфику киноязыка, вполне «на уровне» сегодняшнего дня в плане технического исполнения. Все же миллиардный внутренний рынок с огромной традицией потребления «отечественного» и специфической культурой и художественным языком это большое дело.
А язык тут, как уже упоминалось выше, своеобразен. Вот, например, боевики. В боевике должен быть Крутой. А как понять, что Крутой это Крутой? А очень просто, Крутой ходит в солнцезащитных очках модного фасона, при этом не снимая их. И то верно, без очков какой же он Крутой? Так вот Крутой в очках всегда. Даже в душе, в мыльной пене. Каковая сцена и была запечатлена в афише одного из фильмов. Диковинно? Смешно? Только не для индийцев. :)
Привет, фотки с машинками попостил бы. Интересно. :)
А правда, что если переезжаешь в другой штат, то могут возникнуть проблемы с пополнением счета мобильной связи, т.к. это будет уже роуминг?
Да, все верно. Я где-то тут об этом уже писал. Индия поделена на какие-то телеком-округа (с разными расценками на услуги), вдобавок операторы в каждом штате формально независимы, хотя и используют один бренд.
Действительно, AirTel Tamil Nadu и Airel Kerala это, например, разные компании, и карточки пополнения одного не пополняют симку другого.
Дополнение: однако, что любопытно, работает «gprs roaming».
То есть я купил симку Айртел в Тамил Наду, и пока на ней есть деньги могу в соседнем штате, где вообще говоря, такого тарифа нет, пользоваться тарифом Айртел Тамил Наду для доступа к интернету.
Аналогично с ИДЕА Керала, заранее пополненной в Керале и работающей в Гоа по расценкам Кералы.
Все это дововольно необычно.
У нас билайн так же работает, так что ничего удивительного ;)
Рома, привет. Это Юра, в МТ с тобой работали. Слухай, ты вроде на dirty аккаунт имеешь, у тебя приглашений нет? Не поделишься?
Жаль что нетаповский блог забросил, он востребован ;)
Привет :)
А вроде как в дирти сейчас нету регистрации по инвайтам, она открыта для всех. Инвайты сейчас остались в «лепрозорий». Да, есть 4 штуки, присылай емэйл (наверное удаленным комментом, для секюрности).
С блогом бы и рад, но солнце пляж и море настолько расхолаживают :)
К тому же исчерпались темы. Если подскажете о чем писать — еще напишу.
Ну и в третьих МТ мне вдруг заплатил премию аж за то еще, и я, расчувствовавшись решил им за это все хозяйство и подарить :)
вот тебе краски от Натаски
Натали портман сыграет что-то индийское.
Похоже на The Darjeeling Limited.