Дальше идет много скучной философии-размышлизмов, не про путешествия.…

Дальше идет много скучной философии-размышлизмов, не про путешествия. Пишется для себя. Можно и нужно пропустить.

Несколько дней думаю о сатьяграхе, и вообще, о мировоззренческом столкновении. Так получилось, да еще и «Глаз Цапли» Ле Гуин, а ранее «Четыре пути к прощению» ее же прочитались. Все равно, остался с ощущением, что: «Дорогой Зенон, я опять не догоняю…» (с) Ахиллес.
Я уже писал ранее, что при всем моем глубоком уважении к Ганди, его труду, личности и идее, вопросов без ответов в процессе размышлений только добавляется.

Прежде всего, при всей широчайшей популярности Ганди как мыслителя, и глубокой проработке теории, удивляет то, что на практике сатьяграха удалась только самим индийцам, и никому больше. Отсюда кощунственная мысль: а может результат был достигнут не потому что индийцы его завоевали, так или иначе, а просто оттого, что результат «случился», созрел к тому времени, вне зависимости от их усилий, и достался бы им вне зависимости от их действий? Так, все колонии Британской Империи получили независимость примерно в одно время с Индией, и только когда после Второй Мировой войны сменился консервативный кабинет во главе с непримиримым противником распада Империи – Черчиллем, и его сменил его политический оппонент-лейборист Клемент Эттли, придерживающийся ровно противоположных взглядов.
Индия (47), Бирма (48), Шри-Ланка (48), Индонезия (49), Малайзия (57), Бруней (59), ЮАР (61).
Может быть Индия была толчком, сокрушившим колосса, но не принимаем ли мы желаемое за действительное? Еще за несколько лет до 47 года даже речи не велось о «демонтаже империи», но стоило смениться политическому режиму в Метрополии, как практически все колонии (в историческом масштабе одновременно) получают независимость.
Кроме того, после 6 лет войны, ведущейся под девизом освобождения народов и возвращении им права на самоопределение, совершенно аморальным выглядит отказывать в этом народам, входящим в состав самого победителя.

Второй момент, над которым думалось вчера: ненасильственное противодействие возможно, во первых, с людьми, с которыми в принципе возможен диалог, существование которого составляет одну из основ сатьяграхи. И, во вторых, подразумевает у оппонентов некий общий моральный базис. Как бы само собой подразумевается существование такого морального базиса оппонентов, в котором противник может сам, внутри себя ужаснуться чудовищности совершения Амритсарского расстрела.
При отсутствии такового ситуация буксует. Теория разрабатывалась до Второй Мировой, «познакомившей» человечество с холокостом. Нам сейчас уже трудно представить себе то ощущение, с которым столкнулось человечество, заглянув впервые в такие моральные бездны. Сейчас для нас это почти обыденность.
Какое ненасильственное сопротивление возможно у стада мясного скота и персонала скотобойни? Чем ненасилие поможет в ситуации, когда цель оппонента простое физическое уничтожение противника, причем моральные принципы его полностью отличаются от принципов оппонента? Евреи Германии почти до 35 года полагали, что им удастся договориться с правительством. Никто, как я понимаю, и не предполагал, что дискутировать придется с носителем совсем иных моральных принципов, нежели считалось общепринятым, и диалог оказался просто невозможен.
Не переоцениваем ли мы возможности и действенность сатьяграхи?

Было бы очень интересно и полезно поговорить с недогматичным специалистом в современной практике сатьяграхи – раз, и с современным широко мыслящим индийцем о наследии Ганди в современной Индии – два. Но увы, никого подходящего не знаю.

Дальше идет много скучной философии-размышлизмов, не про путешествия.…: 6 комментариев

  1. ex_vladisla

    Я не думаю, что ты прав. В идее сатьяграхи как раз самое интересное — то, что она безусловна, то есть для её осуществления хватает только твоего личного намерения её осуществить. Если почему-либо желание исчезает — значит, это фиговая сатьяграха )

  2. _arty

    насколько я помню из фильма «Ганди», когда самого махатму спросили, подойдёт ли тактика непротивления для противостояния Гитлеру, он ответил, что не знает

  3. achadidi

    к первому бы дополнила, что одной сатьяграхой вобщем-то не обошлось… поскольку занималась ауробиндо знаю, что он работал над пробуждением в людях сознания, в том числе национального, много публиковался, за что отсидел и чуть не был казнен. а его брат был казнен за терроизм, и ногие другие тоже. да и много еще факторов было.
    со вторым авсолютно согласна. и к сожалению полагаю, что сейчас подобные идеи уже в принципе не применимы, мир стал слишком агрессивным.
    впрочем и сам ганди не всегда следовал своей идее — его заявления: я объявлю голодовку в вашем городе, если не сделаете по моему = я тут умру, и вас вся индия проклянет как убийц — очь даже насильственный путь, хоть и без рукоприкладства

  4. andanton

    Роль личности в истории «проходили» на истмате. Никто толком на этот и подобные вопросы ответить не может и не сможет. И их больше, чем один вами затронутый. Ну, например, случайно ли что одновременно 80 лет назад в Европе и мире объявилось сразу несколько чудовищных тиранов? Могло ли быть иначе? Вроде, не могло. А если бы гражданина Джугашвили грохнул бы полицейский при первом ограблении банка, то что бы было? Вопрос очевидно не имеет смысла. Если я правильно помню этот самый истмат, там предполагается, что ход истории от личности не зависит, но эта самая личность может его оседлать как серфингист волну. И тогда личность делается великой с тем или иным знаком.

    1. romx

      > Роль личности в истории «проходили» на истмате

      В моем случае обошлось :) Но я, конечно, «в курсе».

      > там предполагается, что ход истории от личности не зависит

      Ой, по моему «истмат», как философская модель, себя настолько скомпрометировал, что рассматривать его сегодня как аргумент совершенно несерьезно.

      Уж во всяком случае это не настолько очевидно, как очевидно истмату.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *